ГУТМАХЕР Элияху (1796, Борек, ныне в Польше, – 1874, Гродзиск-Велькопольски, там же), выдающийся еврейский философ, раввин, предтеча движения Ховевей Цион, один из основателей религиозного сионизма, который возник в 1840-х годах в Центральной Европе. Был раввином с 1822 г. в Плещеницах (по другим сведениям в Плешене, ныне – город Плешев в Польше). С 1841 года до конца жизни – в Гродзиске-Велькопольском. Отличался большой ученостью, глубокой набожностью и склонностью к мистике. Образом жизни Гутмахер напоминал хасидского цаддика. Евреи, привлеченные слухами о его праведности, стекались к нему из разных мест в надежде на исцеление, изгнание диббука (злого духа) или просто за советом. Гутмахер тяготился навязанной ему ролью святого и тщетно пытался положить конец поклонению своей личности.

Гутмахер принадлежал к тем немногочисленным раввинам своего времени, которые полагали, что еврейский народ не должен пассивно ожидать прихода Мессии, но может активно содействовать избавлению с помощью созидательного труда в Эрец-Исраэль. Гутмахер оказал поддержку Ц. Калишеру в его призыве к евреям селиться на Святой земле. Эту идею он пропагандировал в многочисленных письмах и статьях. Необходимые предпосылки полного избавления Гутмахер видел в заселении евреями Эрец-Исраэль, в выкупе у арабов заброшенных земель, чтобы возделывать их и заставить приносить плоды; в приобретении земли в Эрец-Исраэль для поселения на ней нуждающихся сынов еврейского народа». Гутмахер оказал ценную поддержку зарождающемуся движению Ховевей Цион, которое столкнулось с сопротивлением большинства раввинов – как ортодоксов, так и сторонников ассимиляции.

На основании Каббалы раввин Гутмахер утверждал, что необходимой частью спасения Израиля в наше время является практическая деятельность по возвращению на древнюю родину. В отличие от многих раввинов своего времени он утверждал, что “геула” (то есть мессианское освобождение) наступит лишь в результате решительных действий самого народа. Он утверждал, что необходимо “вывести землю из дремотного состояния, выкупить ее у арабов, заселить и возделывать страну, выполняя специфические заповеди, связанные с Землей Израиля; тогда земля будет давать свои плоды народу Израиля” – а через это и придет “геула”.

Гутмахер оставил много работ на талмудические и каббалистические темы, лишь часть которых была опубликована. Многие его рукописи хранятся в архивах Иерусалима.

Деятельность раввина Гутмахера, раввина Калишера и раввина Алкалая не могла, конечно, сразу привести к серьезным практическим результатам по освоению страны. Однако их статьи, книги, речи оставили глубокий след в сердцах и подготовили почву для национального возрождения в последующие годы. Они сломали привычку думать о заселении Страны Израиля как о чем-то чудесном, что должно произойти исключительно в результате чуда; они сделали тему “еврейского переселения в Палестину” предметом всенародного обсуждения. Это изменение общественного сознания повлекло затем за собою изменение общественного бытия. Фактически они заложили основу движения “Хибат Цийон” (“палестинофильство”), которое в дальнейшем привело к практическим шагам по заселению и освоению страны.

В честь Гутмахера назван киббуц Сде-Элияху. Сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении. Молодежь, прибывшая в Эрец-Исраэль со второй алией, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальным утопизмом, сочетавшим идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков.

 

По материалам Интернета. Ссылки:

http://www.machanaim.org/history/sultanovich/s26.htm

http://works.tarefer.ru/72/100066/index.html

http://www.bilu.org.ua/history.php?n=17

http://tradition.revs.lv/Texts/Jew_th/Modern_th/r_Kuk/WAvot.doc

 

Вот интернет-ссылка, где утверждается, что Элияху Гутмахер был раввином в Плещеницах. http://www.blackwellreference.com/public/tocnode?id=g9780631187288_chunk_g978063118728812_ss1-299

 

Подготовил к печати В.А. Акулич