На севере Белоруссии, среди лесов, овеянных фантастическими преданиями, у истоков рек Двиноса и Вилия раскинулся городской поселок Плещеницы.

В энциклопедии находим: «Плещеницы, городской поселок в Логойском районе, Минской области, центр совхоза Плещеницкий».

За 27 км от Логойска на север, 67 км от Минска, 60 км от железнодорожной станции г. Борисова, на перекрестке автомобильных дорог Борисов – Вилейка, Минск – Витебск. [1]

Архивные документы рассказывают: «...1517 год. Единственная улица Плещениц пустынна и уныла. Множество пыли на траве, на деревьях. Тишина... Ничто не может нарушить этой привычной тишины, разве что, одиноко проехавший фаэтон, да кудахтанье разбежавшихся кур. [2]

Более 1 тыс. лет тому назад, в IX веке, возникло древнерусское государство Киевская Русь. В городах развивалось ремесло.

В XVII веке (примечание. Явная описка. По всей видимости автор хотел указать “в XII веке”, что ближе к истине. Именно в этом столетии пришел в упадок торговый путь “из варягов в греки”, а вместе с ним и упадок Полоцкого княжества, которое вошло затем в ВКЛ. – В.А. Акулич) после упадка торговли Киева с Византией, связи западных земель Руси с землями среднего Приднепровья ослабли. В это время начали развиваться торговые связи Полоцка и Витебска с городами северной Германии. Тогда и возник г.п. Плещеницы.

Название “Плещеницы” установить не удается. Многие старожилы утверждают, что это название, происходит от священных обрядов, связанных с площеницей. Утверждать это тяжело.

Так вот в это время, а точнее в начале XVI века, по белорусской земле прошли полчища крымско-татарской орды хана Махомеда Гирея, который уничтожал все живое на землях Минщины, Логойщины. В это время на юге городского поселка Плещеницы, на кургане, стоял замок одной из дочерей князя Тышкевича, главная резиденция которого находилась в Логойске, а здесь имелся крепостной театр. Владения графа Тышкевича распростирались от Логойска до Плещениц, и составляли 4600 га.

Уже в 40-х годах XIX века в поселке проживало всего 102 жителя. Основным занятием населения Плещениц было сельское хозяйство, мелкое ремесло, торговля.

В поселке имелся смолокуренный завод, завод по изготовлению деревянных гвоздей (кстати, на его месте сегодня находится КБО), несколько торговых еврейских лавок (сейчас здесь находиться автостанция), небольшая церковь (в 1920 году была сожжена), одна приходская школа, медпункт с одним фельдшером.

На своем веку Плещеницы видали и выносили на своих плечах немало войн: в 1654 году война с Речью Посполитой за объединение Украины и Белоруссии с Русским государством; в 1706 году – война со шведами; в 1812 году – Отечественная война против полчищ Наполеона.

С развитием феодальных отношений, между тем, отдельные части древнерусского государства все более и более отделялись от Киева. Единство русских земель сменяется раздробленностью. Единство древнерусского государства стало ослабевать. Оно распалось на отдельные княжества, земли, области. Междоусобные воины вели князья ежедневно и ежечасно. Политическое могущество страны ослабло. В этот период на Русь с востока напали монголо-татарские завоеватели, а с запада – немецкие рыцари, крестоносцы, которые искали легкой наживы.

В результате отсутствия единства в борьбе с внешними врагами часть русских земель – Киевская, Волынская, Турово-Пинская, Полоцко-Минская в 13-14 вв. попали в зависимость от литовских и польских князей. В составе Полоцко-Минской земли находились земли Плещеницы, которые попали под власть польских и литовских феодалов.

Люди были бесправными. Жили в голоде и нищете. Исторические источники дают много сведений, что подтверждают факты купли-продажи и обмена крестьян наравне с инвентарем.

Тяжелая барщина была установлена в это время. Вместе с тем крестьяне несли и ряд дополнительных повинностей. Дворянско-буржуазный историк М. Коялович так описывал белорусских крестьян: «Белорусы большей частью ... вялые, хилые, бледные. Нередко юноши и девушки в 20 лет уже не имеют кровинки в лице» [3]. Это еще лишний раз говорит о том, что положение белорусских крестьян было тяжелым.

Свидетельством полной зависимости крестьян в XVII веке было ничем не ограниченная власть помещика.

После того, как в 1596 году насильно была принята церковная уния, среди населения Плещениц возросло и национально-религиозное угнетение. Польские помещики всячески искореняли белорусский язык, литературу и вводили католичество. Большую ненависть среди крестьян Плещениц заслужили польский епископ иезуит Иософат Кунцевич, который насильно утверждал унию, бросал в тюрьмы крестьян.

В прошении людей из Плещениц на сейме в 1623 году говориться: «Иософат Кунцевич, чтобы насолить местным мешаным, приказал выкапывать только что погребенные христианские трупы умерших и бросать на сьедение собакам. Не униата Даниила подвергали светскому суду. Его со связанными руками вывели на поле за поселок облили смолой и сожгли на костре. Униаты совершали налеты на дома, грабили и уничтожали имущество, у родителей отнимали детей, топили, убивали» [4].

Крестьяне не могли мириться с таким положением. Они как могли, так и боролись со своими угнетателями. Так толчком к крестьянскому движению в 1657-1958 гг. послужил голод, язва. Язва свирепствовала и в Плещеницах. На Борисовской и других дорогах были поставлены заставы. Эпидемия охватила значительную часть Белоруссии. От болезни и голода умерло большое количество людей.

Летом 1657 года в Игумене (современный г. Червень Минской области) поднялось восстание крестьян и казаков, под руководством казацкого полковника Дениса Мурашко. К 1658 году волна этого восстания охватила и Плещеницы. Крестьяне боролись не только против польских панов, но и против ополяченных белорусских феодалов. Они громили панские поместья, жгли документы, которые свидетельствовали о крепостной зависимости, о повинностях. В лесах они строили земляные укрепления, некоторые из них сохранились и до наших дней (одно в 11 км южнее Плещениц).

«В лесах укрепления, - сообщал царский воевода, – мужики шишуют» (т.е. активно действуют – М.П.) [5].

Борьба крестьян за освобождение от крепостного и национально-религиозного угнетения польских панов велась не только в самих Плещеницах, но и в близлежащих деревнях. Пример тому, восстание в Прусовичах.

Это восстание было подавлено, ибо было стихийным и неорганизованным. У восставших не было конкретной цели, плана борьбы, они были плохо вооружены.

Крестьяне, у которых отсутствует ясная классовая сознательность, боролись как могли и как умели. [6]

И начавшаяся в 1654 году война России с Речью Посполитой закончилась в 1667 году перемирием, сроком на 13 лет. По условиям этого перемирия земля Плещениц осталась под властью Речи Посполитой.

В начале XVIII века Россия начала войну со Швецией за побережье Балтийского моря. Польские магнаты, которые рассчитывали вернуть потерянную ими во время войны со Швецией в 1660 году территорию Ливонии, выступили в этой борьбе на стороне России.

45-тысячная армия Карла XII захватила Западную часть Белоруссии и начала подготовку к дальнейшему наступлению, которое развернулось в январе 1708 г.

При приближении армии Карла XII крестьяне Плещениц уходили в лес, забирая с собою хлеб и скот, уничтожая отдельных солдат.

Крестьяне сообщали командованию о передвижении шведов. В январе 1793 года произошел второй раздел Речи Посполитой. К России была присоединена центральная часть Белоруссии с городами Минск, Борисов, Слуцк, в том числе и Плещеницы.

В 1812 году территория Белоруссии стала ареной жестоких битв русских войск с Наполеоновной армией. Наполеон в ночь на 12 июня 1812 года вероломно, без объявления войны напал на Россию.

Солдаты с корпуса маршала Даву на протяжении четырех дней с 8 по 12 июля грабили Плещеницы и другие населенные пункты. 11 июля Наполеон ночевал в Плещеницах (так утверждают старожилы). Французы опустошили все кругом. С приближением наполеоновских войск население оставляло дома и уходило в глухие леса. Борьба крестьян все разгоралась, переходя в народную войну против завоевателей. Французские власти принимали срочные меры для подавления волнений крестьян. В Борисовском уезде, в который входили и Плещеницы, был назначен специальный комендант, который имел военную охрану. Для усмирения крестьян были созданы жандармские команды из польской шляхты.

Но никакие репрессии не могли остановить народной борьбы. В августе 1812 году уже повсеместно действовали вооруженные крестьянские отряды. После того как Плещеницы остались в глубоком тылу, партизанская борьба против оккупантов приняла особенно широкие масштабы.

С 14 по 17 ноября около д. Студенки, Наполеон делал переправу остатков своей армии через Березину. Здесь и был нанесен французам самый сокрушительный удар. В результате погибло более 20 тысяч завоевателей.

Кутузов 23 октября в письме адмиралу Чичагову указывал, что неприятель держит путь на Вильню, через Борисов, Зембин, Плещеницы, Вилейку.

1 декабря 1812 года около Плещениц произошла жестокая битва русской армии с французами. С обеих сторон в ней участвовало 50 тыс. человек.

Линия обороны проходила на рубеже Гайна-Плещеницы-Слобода-Околово. В первый день битвы противник потерял « 7 пушек, 1400 пленных и много убитых и раненых» [7].

Комавдир корпуса Платов очень хвалил воинов, что проявили в бою около Плещениц чудеса героизма. О том, какое большое значение имела битва на реке Двиноса, свидетельствует его рапорт фельдмаршалу Кутузову от 19 февраля 1912 года, в котором перечисляются важнейшие битвы с вражескими войсками. Здесь называется и битва около Плещениц [8].

Сейчас на месте прошедшей битвы выросли красивые деревни Козыри, Костюки, Студенка.

Положение крестьянства Плещениц становилось тяжелее год от года. Голод, нищета забитость давили на население Белоруссии, а таково на население Плещениц. Грамотного населения в конце 19 века было очень мало.

Согласно «Памятной книги дирекции Минских народных училищ» в Плещеницах в конце XIX века училось только 40 мальчиков. За учебу нужно было платить, а потому дети большинства жителей вообще не ходили в школу. Вот почему не приходится удивляться, что 92% взрослого населения Плещениц до Великой Октябрьской Социалистической революции составляли неграмотные.

Начало мощному крестьянскому движению положила первая русская революция 1905 года.

Революционными выступлениями крестьян руководили члены социал-демократических организаций, что приезжали из Минска, Борисова.

Так, под влиянием большевиков Новикова и Илдуксиса в Плещеницах в 1910 году состоялась забастовка в поместье Тышкевичей. Крестьяне выдвинули управляющему требования повысить зарплату, а когда тот отказался, не вышли на работу. В конце концов восставшие своего добились.

Но царские власти жестоко расправлялись с революционно настроенными крестьянами; сажали их в тюрьмы, лишали их прав. Так, за участие в забастовке жителю поселка П.Ф. Голубу был выдан так называемый «волчий билет».

«По этому документу, – вспоминает он, – я не мог быть принят на работу ни в одном месте. И не только на работу. Категорически запрещалось таким людям, как я, предоставлять даже ночлег. Приходилось жить украдкой, переходя из одной деревни в другую». [9]

Жители г.п. Плещеницы приняли активное участие в борьбе за Советскую власть. Вслед за победой вооруженного восстания в Петрограде, Москве, Минске, Советская власть была установлена в Плещеницах в ноябре 1917 года. Собственно, особых кровопролитных сражений в поселке не произошло. Узнав о победе революции, граф Тышкевич бежал в неизвестном направлении. Не осталось в поместьях и управляющих. Оставалось только революционным путем разделить имущество и земли между неимущественными слоями населения.

Эту функцию выполняли сами крестьяне, руководимые большевиками.

Вот что вспоминает об этих днях наш земляк, член КПСС с 1917 года, П.Ф.Голуб, который слушал и видел В.И.Ленина. Первый его партийный билет подписан рукою Ленина. В 1917 году, будучи солдатом 35-ой бригады 1-го Сибирского корпуса 10 армии, я с группой революционно настроенных солдат прибыл в Плещеницы 3 декабря 1917 г.

В Плещеницах были товарищи, с которыми большевики наши часто поддерживали связь. Эти товарищи помогли нам организовать сбор жителей, чтобы революционным путем провести раздел панского богатства между беднейшим населением. За 15-20 дней все имущество между населением близлежащих деревень и поселка было разделено. Мы вернулись в свою часть и наше отсутствие прошло незаметным для начальства, ибо с нами заодно были многие командиры [10].

Казалось бы, можно начинать новую жизнь. Но враги молодого Советского государства не позволили сделать этого.

Жители Плещениц внесли значительный вклад в разгром интервентов и внутренней контрреволюции, громили Колчака и Юденича, Врангеля и банды Махно. Достойный вклад внес полк, под командованием П.Ф. Голуба, в разгром белопольских аккупантов. Форсировав ночью болота, которые считались непроходимыми, полк вышел в тыл врага и нанес удар. В результате поселок был освобожден от белополяков и вновь восстановлена Советская власть.

На земле, которая была отвоевана у помещиков и кулаков, рождалась новая жизнь... На базе поместья сестры Тышкевича (кстати, этот дом стоит и сейчас) была в 1922 году образована первая коммуна. Руководили ею братья Акуличи. В коммуне было 11 га земли, 9 лошадей, 17 коров, кое-что из инвентаря (сведения в цифрах приблизительны). Никого из членов этой коммуны уже нет в живых. По рассказам их детей и внуков удается установить, что в коммуне обрабатывали совместно землю, сажали картофель, сеяли рожь, пшеницу, горох, лен... Но коммуна просуществовала не долго, всего 3 года, и распалась по неизвестной причине.

В 1923 году в деревне около Плещениц (Прилепцы) образовался колхоз «Искра». В 1930 году в поселке появилась свое МТС. Она была не богата: 3 трактора, 4 плуга, 2 сеялки, 1 грузовик. Но постепенно парк машин в МТС увеличивался.

В 1923 году начал действовать крахмальный завод – первое промышленное предприятие Плещениц. На нем работало 17 рабочих. Здесь изготовляли крахмал и картофельную муку, которая шла на корм животных.

С 1924 года Плещеницы становятся районным центром, сначала в Борисовском, а затем в Минском округе, а с 1938 года – в Минской области.

В 1928 году в Плещеницах была открыта первая средняя школа, в которой занималось 172 человека, было 7 учителей [11].

1925 год... Трудящихся городского поселка (коим он стал с 27 сентября 1938 года) Плещеницы, как и весь советский народ, под руководством коммунистической партии продолжали построение нового социалистического общества.

В 1929 году построен клуб, создана библиотека.

Началось осушение болот. И в 1936 году было построено одно из крупнейших промышленных предприятий г.п. Плещеницы – торфопредприятие «Чистик», на котором работало 20 рабочих. А до 1936 года на месте тофопредприятия шумел дремучий лес. [12] Уже в 1939 г в поселке проживал 3669 человек. [13] В Плещеницах находился районный комитет партии, редакция и типография районной газеты «Ленинец», выходившей регулярно 3 раза в неделю на белорусском языке.

Жители поселка могли бы жить еще лучше, строя социализм, но им в этом помешала война советского народа против фашисткой Германии.

 

Автор: М.П.

 

Ссылки по тексту:

1.  Белорусская Советская Энциклопедия, Мн., 1975, т. 8.

2. Справка о историческом прошлом гор. пос. Плещеницы (из филиала Государственного архива БССР в г. Борисове). Хранится в городской библиотеке.

3. Ленинец, 17 апреля 1938 года.

4. Справка из филиала государственного архива БССР в г. Борисове.

5. «Минская правда», 18 марта 1949 г.

6. В.И.Ленин.– Собр. соч., т.5, стр. 311

7. «Ленинское знамя», 14 ноября 1960 г.

8. Там же.

9. Из воспоминаний П.Ф. Голуба (записаны лично и хранятся в городской библиотеке в альбоме «П.Ф. Голуб».

10. Из воспоминаний П.Ф.Голуба (Хранятся там же).

11. Летопись Плещеницкой СШ №1 (хранится в СШ №1 в кабинете истории).

12.         Из воспоминаний П.В.Шларевича (записаны лично и хранятся в школе №1).

13.   «Ленинское знамя», 22 октября 1939 г.

 

Литература:

 

1.         В.И.Ленин. Собр. соч.т.5, стр.311

2.         Борьба за Советскую власть в Белоруссии 1918-1920 гг., Мн., 1968, стр. 158-162

3.         История БССР, Мн., 1972, т.1, стр. 217, 386

4.         Логойский район за 50 лет Советской власти, Логойск, 1967, стр. 9-11

5.         Минская область, Мн., 1968, стр. 51

6.         «Ленинец», 17 апреля1936 г.

7.         «Ленинское знамя», 14 ноября, 1960 г.

8.         «Ленинское знамя», 22 октября, 1939 г.

9.         «Ленинское знамя», 16 декабря, 1975 г.

10.     «Ленинское знамя», 22 марта, 1975 г.

11.     «Ленинское знамя», 11 июля, 1967 г.

12.     «Ленинское знамя», 21 мая, 1968 г.

13.     «Ленинское знамя», 5 ноября, 1967 г.

14.     «Ленинское знамя», 8 марта, 1967 г.

15.     «Минская правда», 18 марта, 1949 г.

                        16.     Справки из филиала Государственного архива БССР в г.Борисове (копия справки) от  29/2-1969 г.

17.     Летопись Плещеницкой СШ№1.

18.     Воспоминания П.Ф. Голуба

19.     Воспоминания П.В. Шнаревич

 

 

Несколько слов о материале (рецензия)

В целом о материале можно сказать так, что это плагиат с очерка Альгерда Юртюшевского. Там где автор сам пытается излагать исторические события, видимо на основе газетных вырезок, получается очень плохо. Там где идут выдержки из статьи А. Артюшевского – там еще более менее. Правда автору не откажешь в том, что выбирая из очерка А. Артюшевского отдельные фрагменты, он делал логичные переходы, подбирал толково со знанием дела, и – самое главное – опускал наиболее одиозные и идеологизированные моменты. Однако когда читаешь материал, то расстраивает то, что автор не указал точный первоисточник, хотя видно, что он им пользовался (даже ссылки А. Артюшевского он подавал как свои собственные, как будто он сам поднимал собрание сочинений В.И. Ленина и брал оттуда цитату). По ходу работы он практически без изменений брал фразы из ночерка А. Артюшевского и не давал никаких ссылок, а лишь в одной ссылке на газету «Ленинец» сильно оказался искаженным год и месяц издания, где была напечатана статья (1936 и апрель - вместо 1960 и май). Нет оснований обвинять автора, но все таки закрадывается такая мысль, что автор умышленно исказил год публикации А. Артюшевского и не указал фамилии автора (хотя упоминал в своем материале того же П.Ф. Голуба, П.В. Шнаревича), чтобы никто ее не смог найти (и ее действительно вряд ли бы кто-то нашел, если бы не налаженная и добросовестная работа библиотекарей Городской поселковой библиотеки, которые собирают подборки публикаций из раенной газеты об истории Плещениц и хранят их, и сумели сохранить копии статьи А.П. Артюшевского из шести номеров газеты Ленинец за 1960 год; то есть эти копии хранятся в библиотеки почти 50 лет и именно по ним было восстановлено содержание очерка А. Артюшевского и произведено его сравнение с материалом М.П., который также хранится в этой библиотеке). Видимо автор (М.П.) надеялся, что потомки все-таки подумают, что он является автором материала и воздадут ему по заслугам. Но истина восторжествовала и обман был раскрыт. Хотя не стоит судить так строго. Автор М.П. все-таки проделал определенную работу по систематизации имеющихся материалов, поспособствовал их сохранению и популяризации знаний по истории Плещениц (именно его материал, а не статья А. Артюшевского легла в основу реферата, который в наши дни молодежь г.п. Плещеницы перевела в электронную форму и вывесела в интернете), хотя и не внес существенного авторского вклада в создание новых знаний по истории Плещениц и их окрестностей. Так что этот краевед также заслуживает того чтобы его вспоминали добрым словом. Ну а на счет плагиата не стоит его судить строго, во-первых он не публиковал своего материала, во-вторых, все это можно списать на его непрофессионализм с научной точки зрения, так как у людей не владеющих научной подготовкой часто и не закрадываются сомнения, что они присваивают чужой интеллектуальный труд и результаты и им кажется, что если они переписали от руки с чужого источника, то этот труд уже принадлежит им (тем более, что они ведь считают, что раз они пересказывали, то это уже новый текст; М.П. переводил тем более очерк А.  Артюшевского с белорусского на русский язык). Так что не судите, да не судимы будете. А М.П., повторюсь, как краеведа и неравнодушного к истории местного края человека, нужно вспоминать добрым словом.

 

 

 

Автор: В.А. Акулич