Вот уже несколько дней в интернете обсуждают выразительное интервью, которое дал белорусскому телевидению директор отеля «Минск» Николай Журавский, в котором он поведал миру, кто такие «цепочные» туристы. Корреспондент БТ спросил, если предложить туристам посетить «некоторые обряды», воспользуются они этим или нет?


— Да, — уверен Николай Журавский. — Эти цепочки, или этих туристов, должен раскрутить уже белорусский туроператор... По мнению директора, именно на туроператорах лежит обязанность везти отдыхающих в Мир и Несвиж, но представители турфирм не особенно рвутся, рассчитывая на быстрый и легкий бизнес. В конце своего спича он неожиданно вспомнил белорусскую святыню и рубанул рукой: «Хатынь забыли вообще!»

Почему директор «Минска» вспомнил Хатынь, откуда у него такая уверенность, что туроператорам (или туристам?) безразличен символ трагедии белорусского народа, неизвестно. Но желание отправиться к мемориальному комплексу и узнать, действительно ли он позабыт-позаброшен, возникло отчего-то сразу.

Почти 60 километров, отделяющих столицу от мемориального комплекса, мы преодолели за час, мешал снегопад и снежная каша, которую дорожные службы не успевали убирать с трассы. Увидев на 54 километре трассы Минск — Витебск знаменитый монументальный указатель, вздохнули с облегчением. Дорога, ведущая к мемориалу, расчищена и ухожена не в пример трассе. Видно, что ее регулярно чистят.

Хатынь встречает нас тишиной. Но  это не мертвая тишина. Посетителей не видно. Мы и не рассчитывали увидеть аншлаг в полдень среды. Зато, несмотря на отсутствие людского потока, все основные дорожки расчищены, несколько сотрудников бережно счищают снег с мраморных плит. Создается впечатление, что пока удается «откопать» одну часть комплекса, засыпает другую, и поэтому процесс идет безостановочно. Скорее всего, так и есть.

Сказать по правде, до этого случалось видеть Хатынь только летом, зимой это место выглядит еще более торжественно и душераздирающе.

Монотонный перезвон колоколов на звонницах, расположенных на местах сгоревших когда-то домов, эхом отражается от замерзшего леса.

Снег тает на мраморе вокруг вечного огня, который горит уже более 40 лет.

Кто сказал, что про Хатынь забыли? Это неправда! — возмущаются сотрудники мемориального комплекса. — Вот, есть у нас конкретные цифры — в 2007 году нас посетили 121 тыс. человек, 176 тыс. — в 2008-м, 180 тыс. — в 2010-м, в этом году до ноября посетило более 150 тысяч, к концу года цифра значительно увеличится и меньше не будет. Причем стоит понимать, что это только те гости, что мы учитываем. А сколько их приезжает в понедельник, когда в комплексе выходной, и по вечерам, когда мы уже оканчиваем работу?

Вот уже несколько лет в Хатыни не включают художественную подсветку мемориала. Простое освещение горит, а вот особенное, то, что заставляет вечером сердце мучительно сжиматься, включают только в знаменательные дни — экономят электроэнергию. Одна из ближайших дат, когда можно будет увидеть мемориальный комплекс с включенной художественной подсветкой, — 22 марта, в день семидесятилетия хатынской трагедии.

Конечно, всегда хотелось бы большего, — не скрывает, говоря о финансировании, директор музейного комплекса Артур Зельский. — Но могу сказать точно, что Минский облисполком нас не обижает. Выделяемых денег хватает на все необходимое, включая текущий ремонт.

Артур Зельский в корне не согласен с тем, что интерес к Хатыни пропадает. Напротив, он рассказывает, что его уже перестает удивлять то, что, приезжая в мемориальный комплекс, граждане России, Украины, Прибалтики признаются, что именно Хатынь была главной целью визита в Беларусь. Именно ради того, чтобы попасть сюда, они проделали долгий путь.

По большому счету — в этом нет ничего удивительного. На сегодняшний день аналогов белорусскому мемориальному комплексу нет в мире. Ни в одной стране земного шара память о сгоревших, изувеченных войной населенных пунктах, а главное — погибших жителях, не воплощена настолько полно, целостно, монументально.

Вряд ли есть необходимость рекламировать это место, тащить сюда волоком туроператоров, «раскручивать» цепочки туристов. Достаточно бережно, со всем должным уважением к памяти погибших, сохранять памятник. Приезжать сюда люди должны по зову сердца.

Правильно говорится: «Никто не забыт, ничто не забыто».




























Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Малиновский