Отборные лисички тут продают дешевле, чем на Комаровке, ненамного больше просят за калиброванные подосиновики, а скоро обещают насобирать и боровиков.
Грибной сезон в Беларуси начался с опозданием: из-за жаркого и засушливого июня, а потом по-осеннему холодного июля на рынках не было вдоволь даже лисичек и подосиновиков. Белорусы спешат насладиться долгожданными плодами "тихой охоты", а Sputnik побывал на одном из самых известных грибных рынков под Логойском: расспросили продавцов про сезон и заработок и сравнили цены с комаровскими.
Местных продавцов отвлекаем от беседы: торговля пока не идет, так что обсуждают пенсию – кому и на сколько ее в последнем месяце прибавили. Грибы – весьма неплохой приработок, говорят на рынке.
Сезон не закончился: ждите осенних грибов
"Мало грибов, только пошли. И то, как пошли – продаем мы их с июня, но грибов, считай, нет, потому что холодно было. И дожди эти лишние уже: у нас льет два месяца – грибница гниет. Но сезон ведь еще не закончился! Сейчас погода грибная стоит. Надеемся, в конце августа-начале сентября осенние разойдутся", – охотно делится со Sputnik одна из местных продавцов.
Трудятся местные с раннего утра и до последнего грибочка в ведерке (или до самой темноты).
"А что делать, когда пенсия небольшая, 400 рублей всего, а деткам хочется помочь? Этим добром кормиться можно: кто старается, тот зарабатывает. Но это же труд, да к тому же машину надо заправить.
В лес идем с раннего утра: когда земляника была, я в четыре утра вставала. Первым поднимешься, все и заберешь – людей ведь много, если заспаться, можно остаться без добычи", – делится собеседница.
Про голодных медведей и тяжелый труд
"На Комаровке в Минске дороговато, у нас здесь дешевле. А для грибника такая цена – совсем невысокая. Вы представьте, какой это труд: ходишь часами, потом спина не разгибается; вглядываешься в землю, все глаза в том лесу оставить можно. Клещи всю шею искусают, а есть ведь еще рыси, кабаны, медведи!" – пугают местные.
Леса около Плещениц густые, рассказывает другая собеседница Sputnik, которую "коллеги" называют Терентьевна. По ее словам, жизнь в них кипит – почти все местные хоть раз слышали, как рычит медведь.
"Бывает, идешь и слышишь его дыхание, натыкаешься на свежеразрытые муравейники, на разломанные ульи. Они нас, пожалуй, больше боятся и уходят, когда мы приходим в лес. Но все равно страшно: в том году они сытые были, потому что малины объелись, а в этом – голодные. Мы с мужем только вместе ходим грибы собирать", – рассказывает продавец Марина.
Терентьевна перебивает соседку: "А на меня как-то даже заяц прыгнул! Сижу, режу лисички в елках, а он мне на плечо как вскочит: меня перепугал, сам – еще больше и в заросли".
Собеседницы сходятся в одном: настолько привыкли к грибному делу и родному лесу, что не в сезон скучают по работе. Многие местные бродят по лесам с корзинами несколько десятков лет, а на рынке торгуют в любую погоду (журналистов исправляют: не торгуем, мол, а подрабатываем).
"Вообще, Логойщина наша – это белорусская Швейцария. Смотрите сами, какие тут леса красивые! А в Хатыньском лесу растения краснокнижные, деревья есть, которым по сотне лет", – улыбается Терентьевна.
"Рубят такие красивые леса"
"Знали бы вы, сколько мы людей спасаем – я вот только в ту субботу спасла женщину. Приезжаю грибы собирать и слышу крики дикие, пошла на звук и наткнулась на нее: трясется вся, плачет. Я ее успокоила, не бойтесь, говорю, я местная. Четыре километра шли с ней; она бы там и осталась – в такую гущу зашла, что сама бы никак не выбралась", – делится Марина.
Грибники предупреждают гостей: в этих лесах опасно сходить с дорожек, даже местные порой умудряются заблудиться.
"В том, что мы свой лес иногда не узнаем, рубка виновата: иногда знакомые места проходишь и понимаешь, что что-то не так – то тут, то там кусочка не хватает. Рубят без сожаления такой красивый лес! И как с этим бороться?" – сетуют местные знатоки.
Про заработок: деньги – бешеные
"Для нас с мужем грибы – просто хобби, мы оба работаем постоянно, а здесь трудимся только в выходные. За эти вот собрали 105 литров. А почему нет? И нам нравится, и люди довольны, и копеечка есть", – хвастается добычей Марина и добавляет: кто постоянно занят одними только грибами, имеет солидный доход.
Математика простая: литр лисичек на рынке оценивают в 3-4 рубля; помимо них, есть здесь подосиновики – крупные в ту же цену, средние – по 5 рублей и совсем мелкие "пузырьки" за все 8. Совсем скоро пойдут первые крошечные боровики: такие берут и по 30 рублей за ведерко. Марина вспоминает: в прошлом году на рынке и по 500 ведер боровиков за полдня продавали, хорошие деньги удавалось выручить.
"Видите женщину? Она здесь каждый день, так у них новые джипы с салона чуть ли не каждый сезон – деньги бешеные. Это я здесь только раз в неделю могу, а кто на пенсии, хорошо имеет", – откровенничает Марина.
Некоторые местные оказываются еще более предприимчивыми: занимаются перепродажей.
"Есть тут продавец, Нина, тоже из наших Плещениц. Когда-то она сама здесь торговала, а потом стала в Минск ездить: теперь у нас покупает и на Комаровку везет перепродавать. Про свои цены не рассказывает, но у нас небольшое ведро лисичек по 15 рублей забирает", – рассказывают на рынке.
По словам Марины, у грибников со стажем есть свои постоянные клиенты: некоторые весь год ездят сюда из ресторанов, а грибы закупают большими мешками. "Весь Минск наш Славянский рынок знает: ягодки у нас "Трайпл" скупал все для своих напитков, а грибы в рестораны едут", – говорит она.
К слову, в числе покупателей не только минчане: за одно только утро вблизи рынка остановилось шесть авто с российскими номерами.
Дешевле, чем на Комаровке (но дороже, чем в прошлом году)
Сегодня на так называемом Славянском рынке за трехлитровое ведро лисичек просят десять рублей (а отдают после не самых уверенных торгов и за восемь). Веса в нем больше килограмма.
"В Минске грибы так не укладывают! Видела я те ведра: насыпают в лучшем случае полведра подосиновиков, а лисичек – две трети. У нас же тут все грибочки с горочкой и один к одному: перебираем их, весь мусор снимаем, чистыми, сухими отдаем. Сколько в столице попросят за такой товар?" – показывает Марина содержимое в ведерках.
По ее словам, лисичка сейчас дешевая – сезон ведь. Некоторым покупателям удается убедить ее продать им грибы дешевле, если берут больше: даже по 6 рублей за каждое. Три литра крупных подосиновиков отдадут за 10 рублей (в ту же цену обойдется литровый стакан маленьких), грибов поменьше – за 15.
Марина констатирует: сильнее грибы в этом году уже не подешевеют. В конце прошлого лета лисички на Славянском рынке продавали по 12 рублей за ведро.