Расположенный рядом с Минском Логойск неожиданно для себя оказался в перечне территорий с напряженной ситуацией на рынке труда – Sputnik выехал на место, чтобы понять, что случилось и легко ли найти в Логойске работу за приличную зарплату.
Расположенный рядом с Минском Логойск неожиданно для себя оказался в перечне территорий с напряженной ситуацией на рынке труда – Sputnik выехал на место, чтобы понять, что случилось и легко ли найти в Логойске работу за приличную зарплату.
Вакансий море, проблема в том, что людей нет, комментирует ситуацию на рынке труда в Логойске и районе продавец местного рынка Марина. В прошлом медработник, сейчас самозанятая – держит хозяйство и торгует тем, что вырастила. Говорит, скучает по медицине, но в профессию не возвращается.
Официальные цифры подтверждают версию Марины: в банке вакансий на 1 января около 300 предложений, а на учете в службе занятости – всего 30 человек.
Тем не менее в этом году Логойский район попал в перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Всего в списке 29 регионов, это ощутимо меньше, чем в прошлом году – тогда их было 53. Но вот Логойска, к примеру, в прошлом году среди проблемных территорий не было, а в этом году есть.
Ситуация на рынке труда оценивается исходя из семи критериев. Два из них в прошлом году Логойский район "провалил": соотношение уволенных и принятых на работу, а также неполная занятость.
"Численность принятых была 2 тысячи 300 человек, а уволенных – 2 тысячи 700. Получилась разбежка в 400 человек. Но она у нас ежегодно. Сюда же попадают и те люди, которые заняты на сезонной работе в горнолыжных комплексах. Зимой они работают, а потом увольняются. И какая-то часть людей на летний период, возможно, находит другую работу не в нашем районе. Отсюда и разбежка. Тем не менее, это повлияло на то, что показатель оказался не выполнен", – объясняет начальник управления по труду, занятости и социальной защите Логойского райисполкома Жанна Макаревич.
А вот таких, как сейчас, серьезных простоев на предприятиях раньше не случалось. В минувшем году расположенный в Логойске филиал "Амкодора" был вынужден перевести людей на сокращенный рабочий день.
"Возникли проблемы с поставкой комплектующих, и определенное время люди были заняты неполный рабочий день. Это тоже повлияло на то, что мы оказались в списке", – рассказывает заместитель председателя Логойского райисполкома Александр Бойко.
Сейчас ситуация на предприятии стабилизировалась, более того – идет разговор о модернизации, закупке нового оборудования и увеличении выпуска продукции. Для Логойска и окрестностей это будет значить появление новых рабочих мест. Не в 2020 году, но в перспективе – после завершения реконструкции и расширения производства – предприятие даст региону дополнительно около 200 рабочих мест, говорит Бойко.
Но остается вопрос, кто будет работать на этих местах. Местные? По итогам прошлого года количество местных, работающих в регионе, сократилось. Люди уезжают – преимущественно в Минск – на работу или насовсем.
"Все мои знакомые работают в Минске, в Логойске – только те, кто постарше и кому уже тяжеловато каждый день ездить в город", –рассказывает Диана, пока ждем ее маршрутку.
При этом Логойск ей очень нравится: здесь спокойно, шикарная природа, и сам город понемногу меняется, становится более уютным и комфортным.
"Я бы здесь с радостью жила и никуда бы не ездила, если бы здесь могла получать такие деньги, как получаю в Минске. На данном этапе меня бы устроили мои 900 рублей", – рассказывает Диана.
Говорит, когда в этом году искала работу, первым делом просмотрела логойские вакансии, но ничего, чтобы ее впечатлило, так и не нашла… Хотели еще расспросить девушку про очереди на маршрутки по утрам в Минск и по вечерам из Минска, но не успели. Объявили посадку.
Маршрутки в Минск ходят каждые 20 минут.
Из деревни Ходаки Логойского района, кажется, кто мог, уже уехал. На въезде в деревню стоят несколько многоквартирных домов. Но большинство квартир, судя по разбитым окнам, давно нежилые.
Стучимся в одну из квартир. Открывает женщина. Говорит, приехала проведать маму-пенсионерку. Сама давно живет в Минске.
"Пустая деревня стала. А раньше много людей было. Здесь в каждой квартире семьи жили. А сейчас только мама и на втором этаже сосед. Был клуб, мастерская, библиотека. Сейчас ничего. Уже и фермы нет. Разобрали. Люди поумирали, а молодые большинство уехали", – рассказывает Валентина.
Сейчас в деревне остались две многодетные семьи. В одной трое, в другой – пятеро. Родители работают на ферме, их на работу, а детей в школу каждый день возит автобус. Еще есть дачники.
Одна из дачниц – минская пенсионерка – рассказывает, что переехала сюда в 2002-м, когда здесь еще работала мастерская, чинили трактора, были ФАП и магазин.
"Столько людей при мне здесь умерло. Очень много… А вот это все разрушилось. И люди уехали, молодежь не хочет оставаться, куда тут оставаться?! Магазина даже нет, закрыли", – рассказывает женщина.
Но о том, что молодежь стремится уехать, Sputnik рассказали и в соседнем агрогородке Крайск, аккуратном, большом и очень живом.
"Молодежь, конечно, стремится в город. Там больше перспектив. Нужны побольше зарплаты и больше культурной жизни", – призналась работница местного сельхозпредприятия.
Хотя, согласно официальным данным, зарплаты в сельском хозяйстве неплохие. Средняя по итогам года составила 917 рублей.
"В сельском хозяйстве у нас инвесторы – "Белорусьнефть", МТЗ, "Трайпл" – поэтому, конечно, уровень заработной платы высокий. В одном из хозяйств средняя зарплата в прошлом году была 1200 рублей. Поэтому мотивация работать для людей есть", – объясняет заместитель председателя исполкома Александр Бойко.
Но трудоспособное население из сельской местности вымывает не только Минск со своими перспективами. Даже соседние Боровляны. Женщины зачастую вместо работы соцработника в своей деревне выбирают должность санитарки в областной больнице.
"Там сменная работа, сутки через трое. И люди в сельской местности, особенно плещенецкая зона, идут туда обыкновенными санитарками, уборщицами… Раньше соцработник на селе была престижная работа – свободный график, обошел, оказал помощь одиноким пенсионерам и свободен. Но открылись сетевые магазины, плюс больница, и они стали отнимать работников", – рассказывает начальник управления по труду, занятости и социальной защите исполкома Жанна Макаревич.
Чтобы люди не уезжали, нужна хорошая зарплата, это понимают и об этом говорят все – и на Логойском рынке, и в исполкоме.
"А где вы найдете здесь хорошую зарплату?!" – взрывается один из покупателей. Раньше он занимался предпринимательством, сейчас на пенсии.
"Я много езжу – Жодино, Борисов. Посмотрите, сколько людей на рынках – их нет. Спросите продавцов, почему. И все будут говорить – люди бедные, обеднели", – говорит он.
Спросили. Продавцы подтвердили: торговли нет. Даже перед Новым годом покупателей было немного.
"В Минске привыкли в большие магазины ходить. А районы привыкли идти на рынок. Но людей нет, потому что денег нет. Говорят, зарплаты поурезали. Все говорят: Новый год – не Новый год. Не было торговли. Как обрубило в ноябре месяце… И все говорят… мы же общаемся между собой. И в Минске, и здесь", – признается одна из продавцов.
И здесь, и в Минске одинаково плохо с зарплатами и работами, полагает другой продавец Марина. Она нашла свою нишу – в прошлом медработник, сейчас держит большое хозяйство и называет себя самозанятой. Торгует собственным салом и медом, которые с удовольствием покупают перебравшиеся за город в коттеджи минчане.
"С работой плохо и в Минске в том числе. Работа-то, может, и есть. Людей нет, некому работать. Потому что люди уехали – кто на запад, кто на восток… Вакансий же море, иди работай. Вон на заборе написано – и на АЗС, везде нужны работники, а кто?! Во-первых, не платят, а во-вторых, некому работать. Все уже… Надо людей возвращать", – эмоционально обрисовывает ситуацию на рынке труда в Логойске и стране в целом Марина.
Таких самозанятых, как Марина, в Логойском районе сейчас более 400 человек. Это очень правильно, что этих людей признали занятыми в экономике, подчеркивают в исполкоме. Но основную ставку в задаче стабилизировать ситуацию на рынке труда все-таки делают на создание новых рабочих мест с хорошей зарплатой. И близость Минска в этом случае, считают местные власти, может оказаться благом.
"Близость к Минску привлекает инвесторов. Уже, к примеру, реализован фармпроект, буквально в 2017 году было создано очередное фармацевтическое предприятие, появилось 65 новых рабочих мест. В прошлом году был заключен инвестиционный договор о строительстве перерабатывающего завода по производству мясных полуфабрикатов глубокой заморозки. С марта, думаю, начнется строительство. Срок реализации – 20-й год, там тоже планируется создать, как минимум, 30 рабочих мест. И там, в отличие от фармпредприятия, не нужны будут специальное образование и подготовка. То есть это будет работа для жителей Логойска и района", – говорит зампред исполкома.
Вслед за рабочими местами, рассчитывают власти, в итоге поедут и работники. На том же новом фармпредприятии половина сотрудников – минчане. И зарплата в промышленности района, которую формируют, прежде всего, фармпредприятия, самая высокая – по итогам года составила 1225 рублей.
Новое перерабатывающее предприятие и вовсе анонсирует среднюю зарплату в полторы тысячи.
"Надо создавать рабочие места. Это самое главное. А для этого нужны инвестиции. Поэтому основное направление, над которым мы сейчас работаем, – это земельные участки. Определяем земельные участки, чтобы предложить инвестору – привлечь его, чтобы он пришел сюда и начал здесь реализовывать проект, создавать новые предприятия и рабочие места. Это основное", – сказал Бойко.
Так или иначе, в следующем году, рассчитывают местные власти, в "черном" списке регионов с напряженной ситуацией на рынке труда Логойского района не будет. Сыграет ли ставка на инвестиции и смогут ли в конечном счете новые работодатели предложить местным жителям соблазнительные зарплаты, станет ясно только со временем. Главное, чтобы к этому времени в регионе еще осталось кого соблазнять…